МОЗГ

Междисциплинарный семинар Руководитель семинара — К.В. Анохин

Рубрики

Семинары




Современные технологии и сознание



Главная » Исследования мозга » Современные технологии и сознание

Январь 18, 2012

Британский ученый, профессор и писательница Сьюзан Гринфилд всю свою жизнь занималась изучением физиологии работы головного мозга человека и влиянием современных технологий на сознание. Во время встречи с журналистами «Теории и практики» в Москве баронесса рассказала причины того, почему люди так любят рассказывать другим о себе, какая существует разница между поколением «фейсбука» и поколением книг, как и чем можно заменить навыки к анализу информации и построению логических цепочек.

d182d0b5d185d0bdd0bed0bbd0bed0b3d0b8d0b8 d0b8 d181d0bed0b7d0bdd0b0d0bdd0b8d0b5 d184d0bed182d0be Современные технологии и сознание

Мозг

Чем выше уровень развития существа, тем более оно уникально. Могут найтись легкие, печень или сердце, похожие друг на друга, но только не мозг. В период своего активного развития в первые два года жизни человека мозг растет очень интенсивно за счет образования межклеточных связей, и у каждого человека эти связи уникальны.  В результате формирования этих связей формируется сознание, поэтому окружающая среда имеет очень важное значение: в сознании отпечатывается именно то, что она диктует.

Неврология уже давно не отрицает влияние новых технологий на наше сознание. Так недавно был проведен эксперимент с тремя группами испытуемых, одна из которых просто смотрела на пианино, другая – разучивала гаммы, а третья группа в уме представляла, что уже играет на пианино. При этом результаты активности мозга третьей группы были максимально приближены к результатам второй группы участников, а не первой. Очевидно, что даже воображаемое действие воздействует на физическую работу мозга и оказывает влияние на его структуру.

Снижение эмпатии

Современная среда экранов оказывает и негативное влияние. У воспитанного в социальных сетях ребенка, теряются навыки межличностного общения – он не может краснеть, не умеет заботиться, у него отсутствует спонтанная эмоциональная реакция, и самое главное – ребенок не учиться строить реальный диалог с собеседником. Наш мозг так устроен, что большую часть нашего впечатления о человеке мы составляем из невербальной информации. А ее очень сложно получить, общаясь через компьютер.

Рассеянность

В Англии есть такой препарат – «Риталин», который прописывается при расстройствах внимания. За последние годы его стали прописывать намного чаще, в основном детям и молодым людям. Несмотря на неутихающие споры по этому вопросу, есть все основания полагать, что имеется прямая связь с компьютерами: у детей, проводящих больше четырех часов в день за компьютерными играми, развивается синдром дефицита внимания и гиперактивности, из-за которого они затем плохо учатся в школе.

Потеря идентичности

Обратите внимание на современных пользователей любой из социальных сетей, если десять лет назад они просто писали о том, что у них есть кот или собака, пять лет назад они выкладывали в сеть  фото или видео, то сейчас они часами пишут о том, что их любимец чихнул. Такое поведение напоминает поведение ребенка, который нуждается в постоянном внимании, потому что только таким образом он может подтвердить свое существование. Такое поведение ненормально для взрослого человека, который прошел период социальной адаптации.

Безрассудство

В отличие от реальной жизни, в социальных сетях можно удалять или добавлять комментарии, если в компьютерной игре ты умрешь, свой персонаж можно восстановить и продолжить игру. В жизни такого не происходит, но если мозг воспитывается в такой среде, где совершенные действия не влекут за собой последствий, появляется человек с абсолютно неадекватной степенью оценки риска. Причина – воздействие на префронтальную область коры головного мозга, отвечающую за логические связи. К слову, эта область слабо развита у детей и у шизофреников, которым трудно концентрироваться, они легко поддаются внешним раздражителям и мыслят от когнитивного к чувственному.

Структурное мышление

Если рассматривать книгу с точки зрения человека, воспитанного в экранной культуре, книга – это пережиток прошлого, она статичная и линеарная. Но ведь именно за счет этих качеств книга дает нам идею последовательности. В ней всегда есть начало, продолжение и конец. Наша жизнь – это тоже определенная последовательность, и естественно, она очень сильно разнится с тем, что мы выкладываем на своих страницах в Facebook. Вызывает беспокойство то, что информационный поток приводит к потере навыков мыслить последовательно. Ведь если просто знать много вещей, но не проделывать при этом мыслительную работу для того, чтобы их связать между собой, эти знания так и останутся разрозненным набором фактом. Человек теряет способность обрабатывать информацию и создавать из нее контекст.

И в то же время было бы глупо утверждать, что экраны – это плохо, а книги – хорошо. Мир не стоит на месте, он стремительно развивается и людям нужно уметь адаптироваться к этим изменениям и извлекать из новейших технологий максимум пользы, не поступаясь при этом своими ценностями.

А в будущем?

Когда люди стали пользоваться механическими часами, они стали говорить, что их мозг работает, как часовой механизм, а в эпоху программного обеспечения – стали думать, что мозг работает, как компьютер.

Никто не может точно предсказать, как будет развиваться наш мир дальше. Мы еще очень мало знаем о мозге, мы не можем точно описать, каким именно образом он реагирует на те или иные раздражители, но все-таки это не причина игнорировать актуальные исследования  в узких областях.