МОЗГ

Междисциплинарный семинар Руководитель семинара — К.В. Анохин

Рубрики

Семинары




Собственная внутренняя память человека



Главная » Статьи » Собственная внутренняя память человека

Январь 2, 2014

brain1 300x300 Собственная внутренняя память человекаПамять — одна из психических функций умственной деятельности, присущая человеку. Животные также наделены памятью, но, в отличие от человека, у них психический процесс запоминания и воспроизведения происходит на рефлексном уровне и оценивается по способности обучения (дрессировке).

Собственная внутренняя память человека представляет собой сложный процесс психики восприятия, накапливания, сохранения, группирования, извлечения и воспроизводства информации.

Еще одной удивительным свойством памяти человека является ее способность запоминать не только увиденное, услышанное, воспринятое тактильно (прикосновение, удар, ожог, жжение), полученное через органы обоняния (сладкий вкус, прогорклость, горечь); но и хранить информацию о мыслях, чувствах.

Нейробиолог Германн Эббингауз, проводивший эксперименты на себе, выделил еще одно удивительное свойство памяти человека – это многократное использование информации в сфере сознания для последующего применения.

Память состоит из трех взаимосвязанных последовательных процессов. Первый процесс – это запоминание, запечатление, ввод новой информации через все органы восприятия человека.

Основой этого этапа, несомненно, является внимание. Американский поэт Роберт Лоуэлл писал: “ Внимание - вот материал, из которого сделана память, а память - аккумулятор человеческого гения”. Умение устанавливать ассоциативную связь между материалом и смыслом приводит к качественному процессу запоминания.

Процесс хранения материала в структуре памяти с одновременно протекающими моментами переработки материала называется процессом сохранения. Третий этап общего процесса – воспроизведение, актуализация элементов памяти, которые могут происходить произвольно или без усилий человека.

Самым простым видом воспроизводительной функции памяти является узнавание. Дополнительной функцией воспроизводительного процесса выступает припоминание. Затруднения или потеря воспроизводительной способности памяти называется забыванием, по своей сути противоположный запоминанию.

У людей с логическим складом ума память тесно связана с мышлением. Творческие личности отличаются тем, что процесс запоминания основывается на чувственном восприятии. Если процесс воспроизведения информации из памяти проходит через желание, необходимость (вспомнить фамилию человека, формулу, правило), то он связан с волей.

На этих примерах прослеживается взаимосвязь человеческой памяти с мышлением, чувствами и волей.

Память, является необходимым условием человеческой жизни. Об этом говорили древние мудрецы, отмечая, что верная и деятельная память удваивает жизнь. Запоминание, сохранение и воспроизведение материала из памяти с целью его использования как личный опыт выполняет роль собственной внутренней памяти человека.

Перенятие жизненного опыта других людей через знания и навыки совершенствуют человека и включаются в существующую память. Природа сама позаботилась о человеке и сделала его память избирательной. Психический процесс памяти подсознательно сам фильтрует поступающий информативный материал в зависимости от потребностей и интересов. Это свойство памяти позволяет избежать “перегруза”.

Существует еще одно немаловажное свойство памяти — стирание. Быстро поступающая зрительная информация воспринимается в совмещенном варианте и запоминается как единое. Если человеку быстро показать цифру, а потом квадрат, то произойдет наложение новой и прежней информации, и человек запомнит цифру в квадрате.

Человеческая память является инструментом информации, которую он активирует в зависимости от ситуативных потребностей.

В головном мозге, в коре больших полушарий, постоянно происходит процесс обновления нервных связей, что по мнению академика И.П. Павлова, является основой физиологической памяти. Запоминание информации осуществляется на основе деятельности высшей нервной системы: ассоциативная связь между предметом и событиями, явлениями окружающего мира.

Эти связи происходят на физиологическом уровне. Этого свойство памяти прослеживается на следующем примере: для лучшего запоминания человек сознательно или на бессознательном уровне проецирует новую информацию в пространственное, временное, причинно-следственное осмысление.

Научные исследования в области изучения памяти, позволяют утверждать, что ДНК человека, передающееся по наследственности, является причиной наследственных признаков, а РНК непосредственно обуславливает взаимосвязь качественных признаков памяти, характерных для представителей поколений одного рода.

Структура РНК может видоизменяться под воздействием нервных импульсов. Короткие по временному промежутку импульсы циркулируют в замкнутом пути нервных клеток. Этот процесс характеризует кратковременную память. При циркуляции, продолжающейся на протяжении 30-50 минут, на фоне долгого воздействия РНК, происходит изменение белковой молекулы нейрона.

Ученые пришли к выводу, что различные варианты сочетаний клеток нейрона отображают разнообразие связей предметов и явлений. Авторы этой научной гипотезы полагают, что кратковременная и долговременная память определяется текущим потоком нейронов и их электрической активностью.

Brain waves 1 1024x768 Собственная внутренняя память человека

Сложность и малоизученность биохимических процессов, происходящих в мозге человека, представляет собой большое поле для научной и исследовательской деятельности ученых. Влияние отдельных структур головного мозга на память подтверждается опытами, проведенными российским психологом Лурия.

Повреждение той или иной области мозга являются причиной расстройства той памяти, которая связана с этим участком. Ухудшение зрительной памяти связана с изменениями в коре мозга, связанного каналом с визуального восприятия и воспроизведения информации памяти.

Глубокое повреждение функции ретикулярной структуры, находящейся в мозговом стволе, травма среднего мозга приводят к общему расстройству памяти, амнезии.

Большой и ценный материал по изучению свойств памяти был получен при диагностике, лечении различных отклонений в памяти: гипомнезии (возрастное ослабление памяти), гипермнезии (аномальное обострение памяти), парамнезии (ложное, искаженное, смещенное воспроизведение памяти) и детской амнезии.

Последнее из перечисленного не считается расстройством памяти. Наблюдались случаи частичной активизации детской памяти даже внутриутробного периода.

Среди видов грубых расстройств памяти известен «Корсаковский синдром», причиной которого бывает сильное алкогольное отравлении.

Видео: Феноменальная память. Как развить феноменальную память.