МОЗГ

Междисциплинарный семинар Руководитель семинара — К.В. Анохин

Рубрики

Семинары




Синдром гиперактивности, или дефицита внимания



Главная » Болезни головного мозга » Синдром гиперактивности, или дефицита внимания

Апрель 26, 2012

Синдром дефицита внимания проявляется в нарушении поведения у детей, которое выражается в нецеленаправленных двигательных беспокойствах, недостаточном внимании, затруднении при выполнении структурированных заданий. Заболевание может сочетаться с дезадаптацией, хорееформными гиперкинезами, диспраксией. Может присутствовать минимальная мозговая недостаточность, проявляющаяся в том, что ребенок при нормальном или близком к норме интеллекте не может на чем-то сконцентрировать свое внимание. Это приводит к изменениям в развития языковых навыков, в восприятии окружения, и как следствие, снижается успеваемость в школе.

256 Синдром гиперактивности, или дефицита внимания

Клиническая картина

Характерными клиническими признаками синдрома, согласно американской классификация DSM-III являются: импульсивность, невнимательность, гиперактивность и отвлекаемость. Проявления гиперактивности заключаются  в том, что ребенок не может играть спокойно, тихо, у него отмечается неуместная избыточная активность. Нередко можно наблюдать непроизвольные навязчивые движения в стопах и кистях.  Ребенок постоянно вертится, сидя на стуле, все время меняет позу, спокойно сидеть не может.

Часто одно незавершенное  действие переходит к другому, в связи с этим при выполнении заданий ребенок испытывает большие трудности, не связанные с непониманием или негативизмом. Страдающий синдромом гиперактивности ребенок нетерпелив, болтлив, нередко совершает небезопасные действия, даже не задумываясь об их последствиях, при этом он не стремится к острым ощущениям и не ищет приключений. Складывается ощущение, что ребенок просто игнорирует речь, обращенную к нему, мешает остальным, пристает к окружающим.

Определенной  характерной органической симптоматики в неврологическом статусе детей с синдромом гиперактивности обнаружить не удается, однако довольно часто отмечаются неуклюжесть, неловкость, иногда элементы динамической и статико-локомоторной атаксии, отдельные тикозные насильственные или хорееформные движения. Указанные  симптомы обыкновенно нивелируются со временем и могут объясняться отставанием созревания отдельных нервных структур. Повышенная эмоциональность, нарушения поведения, внимания и отставание развития личности становятся причиной того, что учеба ребенку дается с трудом, социальные контакты формируются также плохо.

На сегодняшний день причины возникновения синдрома гиперактивности пока выяснены недостаточно. Значительная роль отводится генетическим факторам (автор Бадалян Л.О. и др., 1993), ключевым моментом при этом предположительно является унаследованный медиаторный дисбаланс.

Методы лечения

При синдроме гиперактивности широко используются психотерапевтические методы, а также назначаются медикаментозные препараты. Состояние больных улучшается приблизительно в 60% случаях. Из лекарственных средств используют стимуляторы ЦНС: метилфенидат (центедрин, меридил, риталин) от 0,3 до 0,8 мг на кг в сутки, разделенные  в 2 приема - до завтрака и перед обедом. Назначают ноотропы: церебролизин, ноотропил (пирацетам). Прописывают трициклические антидепрессанты: амитриптилин (триптизол), имизин (имипрамин, мелипрамин); нейролептики: тиоридазин (сонапакс, меллерил), начиная с суточной дозы в 10 мг, которую постепенно в дальнейшем повышают до 0,5-1 мг на кг в сутки, разделенные на 2 приема после еды.