МОЗГ

Междисциплинарный семинар Руководитель семинара — К.В. Анохин

Рубрики

Семинары




Проблема нейроэволюции



Главная » Разное » Проблема нейроэволюции

Апрель 25, 2013

mozg12 Проблема нейроэволюцииДля того, чтобы разрешить проблему нейроэволюции, необходима теория, соединяющая морфологию, эмбриологию, психологию и физиологию. Исследования, включающие в себя нейроэволюционный аспект, обязаны продемонстрировать, каким образом поведение включает новую морфологию, появляющуюся при генетическом изменении мозгового развития, в адаптационных процессах, исходя из оценки посредством естественного отбора. Также им требуется дать ответ на вопрос, каким образом две стадии эволюционного цикла: развитие и обучение — относятся к генам и их регуляции мозговых экспрессий. Сейчас мы находимся только на самых начальных этапах разрешения данной проблемы. Но мы уже в состоянии определить основные пути ее решения.

Понятно, что в процессе мозговой эволюции, как и для остальных органов, основную роль в развитии брали на себя регуляторные гены, отвечающие за процессы развития эмбриона. Приобретение ими определенных функций в нервной системе происходило под контролем естественного отбора, дающее более высокое преимущество в размножении и/или выживании. Данные функции могли быть реализованы на двух фазах цикла эволюции. Одна из них – появление «врожденного» инстинктивного поведения. Но в мозге, в отличие от иных соматических органов, большинство из этих генов снова активируются даже после окончания созревания – в ситуациях обучения и новизны.

Из этого следует, что по отношению к мозгу две фазы цикла эволюции – адаптивные модификации функциональных систем и созревание, необходимые для выживания, получаются, на уровне механизмов регулирующих генную экспрессию, тесно связанными. Все это происходит отчасти от того, что в мозге процессы развития и морфогенеза никогда не останавливаются, а только переходят под начало когнитивных процессов.

Данное сходство заставляет обратить внимание на возможные интенсивные эволюционные переходы и взаимодействия между этими двумя доменами. Возникают основания считать, что только при исследовании данных взаимодействий можно получить ответ на один из самых непростых и интересных вопросов науки сегодняшнего дня – каким образом в процессе филогенеза мозг стал выполнять функцию органа, определяющего геномную эволюцию?