Проблема исследования мозга человека
В мире науки, в мире её изучения, существует много проблем. Одной, наверно, из важнейших и до сих пор до конца не изученных, является проблема исследования мозга человека. Ведь то, что изучалось и нашло научное подтверждение - атом, молекула, галактика или мозг и поведение животных, все это не идет ни в какое сравнение с исследованием мозга человека. Этот орган, если его можно так назвать, поистине уникален и неповторим. Это великое творение самой природы, собственно, как и сам человек в целом. Пытаясь изучить мозг человека, исследовать его, понять, мы, прежде всего, используем не просто приборы и какие-то научные достижения, мы используем все тот же мозг. Задача получается с двумя неизвестными. С одной стороны предмет изучения, с другой объект – человеческий мозг.
Эта, по сути, великая задача, и привлекала великие умы, как прошлого, так и настоящего. Свои высказывания по этому поводу делали такие великие люди как Гиппократ, Аристотель, Декарт и т.п. Еще в прошлом столетии были выявлены такие области человеческого мозга, которые отвечают за речь. Это открытие, путем клинических и анатомических исследований сделали Брока и Вернике. Хотя, первое и настоящее изучение мозга в своих работах начал наш ученый и соотечественник Сеченов И.М. Были, естественно, и другие умы того времени, перечисление имен которых, просто займет уйму времени. Именно благодаря им были сделаны великие открытия двадцатого века. Хотя, основной проблемой все же была скудность методических подходов к этой проблеме. Так, например, имеющиеся в то время варианты исследования, такие как психологические тесты, наблюдения, и придуманная в конце 30-х годов электроэнцефалограмма, просто не годились для этого. По сути, такой способ изучения можно сравнить с тем, как при желании изучить принцип работы телевизора, мы будем делать выводы на основе гудения или мигания ламп, или еще хуже, путем его уничтожения. Хотя, хочется заметить, что морфология данного предмета изучения, была хорошо известна.
Сложностей на пути изучения было много, так, например, сложность состояла и в том, что были не изучены взаимодействие и назначение нервных клеток. Незнание функций этих «кирпичиков» головного мозга, затрудняло всю работу, да к тому же, достойных инструментов, для изучения этих клеток тоже не было. Теоретические знания и объемы, значительно превышали практическую основу данного предмета изучения. Наиболее продвинулись в изучении механизма функционирования нервной клетки Экклс и П.Г.Костюк. Благодаря этому, стало ясно устройство нейрона, но вот взаимодействие и функционирование нервных клеток в совокупности осталось тайной.
По мнению академика Бехтеревой Н.П. первоначальным толчком, а затем и прорывом в области изучения мозга человека был связан с исследованием данного объекта с использованием прямого многоточечного контакта. Это условие применялось с методом долгосрочных и краткосрочных имплантированных электродов, который использовался для лечения и диагностики больных. Использование данного метода совпало с открытием в изучении нейрона, с пониманием работы нейронов в совокупности, в понимании передачи информационного потока от нейрона к нейрону. Академик Бехтерева Н.П. в нашей стране стала одной из первых, кто начал работу в непосредственном контакте с мозгом человека.