МОЗГ

Междисциплинарный семинар Руководитель семинара — К.В. Анохин

Рубрики

Семинары




Память, действие и модальности



Главная » Нейроэволюция » Память, действие и модальности

Август 9, 2011

3 299x177 Память, действие и модальности

Основой понятийных репрезентаций, согласно модульному подходу, являются модальности. Состояния, возникающие при восприятии любого объекта, или модально-специфичные репрезентации, попадают в системы памяти, а не переводятся в амодальные символы. Говоря о модальностях, авторы имеют в виду все модальности восприятия: вкус, обоняние, зрение, слух, тактильные ощущения и т.д., а также эмоции и движения. Если воспринимаемый объект отсутствует, то существует возможность реактивировать прежние сенсорно-двигательные состояния. Такие реактивации (re-enactments), которые можно также назвать воображаемыми действиями (simulations) никогда не являются абсолютно идентичными восприятию, и могут быть ошибочными. Тем не менее, такие реактивации ─ суть когнитивных репрезентаций, являющихся основой функционирования мышления, памяти и языка.
Некоторые эффекты свидетельствуют в пользу модального подхода:

1. эффект переключения модальностей ─ он указывает на то, что для перехода от домена поведения, определяемого одной модальностью к домену, определяемому другой модальностью, требуется время. Этот эффект наблюдается тогда, когда используются сигналы разных модальностей, а также при соотнесении признаков, характерных для различных модальностей к понятию. Сам этот эффект состоит в том, что испытуемые медленней отвечают на сигнал, или выбирают признак, соответствующий понятию, например, признак «зелёный» и понятие «яблоко». Если до этого им был предложен признак другой модальности, к примеру, признак «кислый» соответствовал понятию «яблоко», в сравнении с ситуацией, когда предшествовал признак той же модальности, например, признак «блестящий» ассоциировался с понятием «яблоко».

2. эффект двигательного резонанса, суть которого состоит в том, что понимание действия, описанного в тексте, связано с моделированием этих действий в уме. Оценка осмысленности предложения производится быстрее, если при ответе направление движения руки совпадает с описанным в предложении направлением движения, по сравнению с ситуацией, когда направления не совпадают. Испытуемый поворачивал вправо рычаг быстрее, чем влево. Если в предложении было описано движение вправо, к примеру: «Саша вкручивает лампочку». Аналогичный эффект наблюдался и в случае, когда участникам предлагались описания движений к себе и от себя, а также при передаче абстрактных или реальных предметов.

3. процессы, обеспечивающие воображение и восприятие. Если предложить человеку мысленно восстановить образ объекта, который он видел только что, направление движения глаз при попытке воссоздания виденного образа будет соответствовать направлению движения глаз в момент восприятия объекта. Когда участники слушали рассказы, в которых описывались события, происходящие в разных точках пространства, то движения глаз определялись направлением, описываемым в повествовании. Воображение запахов также как и их восприятие сопровождалось попыткой понюхать объект.

Ещё один аргумент в пользу модального подхода ─ данные полученные при помощи fMR, которые говорят о том, что при понятийной обработке активизируются модально специфичные области мозга. Объясняя распределение активности модально специфичных областей, учёные выяснили, что прилагательные более мономодальны, в отличие от существительных, связанных с мультимодальными репрезентациями объектов.

То, что восприятие, воображение и действие схожи между собой, объясняется тем, что основу воображения, восприятия и действия составляют одинаковые системные процессы. Поведенческий акт, который описывается как восприятие или действие, является реализацией некоего набора функциональных систем, а воображение является частичной реализацией этого же набора функциональных систем.