Особенности «виртуальной системы мнемотехники»
Существует несколько десятков видов мнемотехники, описанными в разное время и разными авторами. А в основном, мнемотехники только два вида – классическая и педагогическая. В основе классической мнемотехники лежит визуальное или образное мышление, а педагогическая мнемотехника концентрируется на речевом мышлении.
Чтобы было проще понять, что такое педагогическая мнемотехника, достаточно вспомнить хорошо известную фразу «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Типичный пример – чтобы запомнить последовательность цветов радуги, запоминаемый материал разбивается на маленькие отдельные части и интенсивно повторяется, т.е. заучивается. Затем фразы составляются из начальных букв слов, используемых для запоминания, после чего осуществляется поиск закономерностей, информация классифицируется и систематизируется, составляется ее структурная схема.
Каждая из этих двух видов мнемотехники имеет место быть в процессе обучения. У каждого человека свое собственное восприятие, и какой вид мнемотехники поможет облегчить процесс обучения и запоминания, выбирать каждый должен сам.
«Виртуальная мнемотехника» основывается на принципах классической мнемотехники с использованием визуального мышления. Ее отличают следующие особенности:
• система основана на четком теоретическом и экспериментальном основании;
• все приемы для запоминания унифицированы. Использование различных комбинаций определенного набора приемов, позволяет запомнить любую информацию в любых количествах;
• для более быстрого запоминания используется система образных кодов;
• вся информация для запоминания собирается в отдельные блоки, которые в дальнейшем легко систематизируются;
• достаточно много новых способов процесса запоминания;
• происходит очень практичное использование закономерностей работы памяти, которые не были описаны раньше в психологической литературе;
• было введено совершенно новое понятие «навык запоминания», отлажена точная система контроля над навыком запоминания;
• чтобы запомнить иностранные слова, используется система фонетических образных кодов;
• контроль над процессом запоминания осуществляется на рефлекторном уровне.