МОЗГ

Междисциплинарный семинар Руководитель семинара — К.В. Анохин

Рубрики

Семинары




Early visual cortex activation correlates with superior verbal memory performance in 2004



Главная » Опыты и эксперименты » Early visual cortex activation correlates with superior verbal memory performance in 2004

Август 9, 2011

6 273x300 Early visual cortex activation correlates with superior verbal memory performance in 2004

В основе предложенного материала лежит гипотеза о том, что следствием абсолютной слепоты является активное словесное отображение реальности, и, как следствие, рост веры незрячих людей в мнемонические способности. Десять незрячих с момента рождения респондентов стали участниками эксперимента, в основе которого лежало использование fMRI. Перед испытуемыми был поставлен ряд заданий: перечислить понятия из перечня, предлагаемого к предварительному запоминанию (verbal-memory task), замена озвученного имени существительного соответствующим глаголом (verb generation condition), прочитывание текстовых фрагментов, записанных символами азбуки Брайаля (Braille condition). При этом в качестве фоновой составляющей принималось чувство покоя, на который накладывались слуховой шум и произвольные символы азбуки Брайаля.

Выявленные в ходе эксперимента результаты свидетельствуют о следующем. Во первых, в сравнении с испытуемыми из зрячей выборки, активация областей затылочной коры в процессе решения поставленных задач у незрячих имеет явные отличия. Таким образом, исследователи пришли к выводу о том, что существует разница в строении затылочной коры у зрячих и незрячих респондентов. Во-вторых, различия были выявлены в функциональной специализации этой области мозга: у слепых в ходе выполнения заданий, в основе которых лежало использование вербальной памяти, активизировались левые задние вентральные области и зрительная кора, а задачи на тактильные ощущения (Брайаль) приводило к активности правых и более передних областей мозга. При этом исследователи обращают внимание, что активность зрительной области имела место без наличия сенсорных входов. В-третьих, было отмечено положительное соответствие уровня активности зрительной коры эффективности выполнения заданий с использованием вербальной памяти. У зрячих респондентов такое соответствие отсутствовало.

На основе результатов эксперимента исследователи пришли к выводу о наличии у незрячих более высокого уровня запоминания устной речи. По всей вероятности, у слепых наблюдается наличие дополнительных анатомических связей обычных зон памяти с областью зрительной коры, повышающих уровень мнемонической активности.
Как видим, итоги проведенного эксперимента свидетельствуют о том, что отсутствие возможности видеть приводит к отсутствию дробления среды у незрячих, в результате чего они строят свои связи с внешним миром и получают собственный жизненный опыт основываясь на особенностях взаимодействия их организма с внешним миром, которыми они могут воспользоваться, например, как было показано выше, активно используя вербальную память.
В более ранних исследованиях, проводимых на животных, поставленных в условия необходимости добывать корм с открытыми или закрытыми глазами, при которых проводилось сравнение активности нейронов зрительной области коры головного мозга, была высказана гипотеза о принадлежности нейронов зрительной области коры головного мозга к системам с достаточно высокой дифференциацией. Можно считать, что результаты, полученные Amedi et al, являются подтверждением того, что в отсутствие зрительной деятельности и вербальным обеспечением значительного уровня дробности среды принадлежность нейронов зрительной области к дифференцированным системам также имеет место. Если принять данное положение за основу, то полученные результаты коррелируются и с широко используемым в системно-эволюционном подходе понятием о том, что переспециализация нейронов зависит не от конкретных действий или внешних воздействий, а от того, на какой стадии развития находится испытуемый, или, иными словами, от стадии системной дифференциации.